Аллея звёзд — Александр Филиппенко - советский и российский актёр театра и кино
Александр Филиппенко - советский и российский актёр театра и кино, народный артист России.
ЦИТАТЫ:
«Я был счастлив, что участвовал в этих проектах с такими великими актёрами как Ульянов, Басилашвили, Вертинская, Гафт! Сравнивать это нельзя никак, это как две разные планеты - Марс и Луна.»
«Честно вам скажу! Иногда не только Михал Михалыча, но и Николая Васильевича приходится, пока нас никто не слышит, всё-таки редактировать для эстрады.»
«Ребята, а я ведь не знал, не понимал, что такое «фирма». Фирма по шузне определяется.»
ИНТЕРВЬЮ:
ПС Доброе утро, друзья дорогие! Сегодня у нас пятница, 10 июня. Всем привет! В преддверии длинных выходных, мы решили устроить праздник и себе, и людям и пригласили в гости Народного артиста России - Александра Филиппенко. Александр, доброе утро!
АФ Доброе утро!
ПС Наступило лето, театральный сезон заканчивается, а у Вас тоже время отдыха наступает?
АФ В любимом театре Моссовета сейчас отпуск, а возобновится работа в июле, и это будет, знаете какой эксперимент?!! В июле, 31-го числа мы будем играть в большом зале пьесу Вацетиса в постановке Юрского, как я называю это, пока нас никто не слышит, для "умных дам". Питер нас не слушает, нет?
ПС Слушает!
АФ Ведь самое интересное, что у меня будет эксперимент и в Питере в эти два месяца. Ночной театр Александра Филиппенко. В 10-ть вечера.
ПС Это прямо клубная жизнь у Вас какая-то.
АФ Нет, это не клубная, это нормальная жизнь. Вы вспомните, ведь светло в Питере. Народ находился по магазинам, магазины закрылись в 10, а тут в 10.10 открывается дверь в театр, в котором уже отыграли актёры этого театра. И вот заезжий человек их повеселит до без четверти двенадцать, а они после выходят - ещё светло, и прямым ходом по Невскому на мосты.
ПС А всё-таки, нормальная летняя жизнь как у человека советского, дача какая-нибудь есть, покопаться?
АФ Есть, есть. Я слово дал, почти расписку, что я выброшу, а главное, что нас никто не слышит, и вы поймёте - обувь старую выбросить.
ПС Нет, не реально! Как её можно выбросить?
АФ Ребята, а я ведь не знал, не понимал, что такое «фирма». Фирма по шузне определяется. В наше же время, ой… Лёша Козлов дал мне одну портниху, молодая совсем девчонка, прозвище было «царевна-лягушка», она шила на ГДР-овской машинке по лекалам «LEE». Рыдая, покупали за бешеные деньги, разрезали, и это всё был 70-ый год. Сняли лекала, и из тёмно-болотной шторы мамы сшили прекрасные джинсы. Я работал тогда в театре на Таганке и вот ходил… Не понимали же мы ни про лейблы, ни про что. А сейчас, я когда снимался в «Бедной Насте», там же одна сплошная молодёжь, и мне костюмерша говорит: «Александр Георгиевич, за Вами следят, Вы смотрите!» И теперь дочка меня учит, что покупать, и что никогда нельзя покупать, и что надо. Привезла мне джинсы рваные, так я думал, что никогда не надену.
ПС Ну и надели?
АФ А как же? Эффект сумасшедший! Там оказались какие-то две строчки японского дизайнера, и при виде их все понимали, что "наш человек". Это важно для начала!
ПС Недавно вышел в прокат фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита», в котором Вы играли Коровьева, а до этого снимались в фильме Бортко, где играли Азазаелло. Где и кого было интересней?
АФ Да, что ж такое! Я был счастлив, что участвовал в этих проектах с такими великими актёрами как Ульянов, Басилашвили, Вертинская, Гафт! Сравнивать это нельзя никак, это как две разные планеты - Марс и Луна. В данном случае, с такими текстами - это наслаждение было играть! Один из споров у нас был с Бортко. Вдруг звонок - он хочет порепетировать. Я приготовился, с томиком приезжаю в гостиницу «Украина», и у нас споры идут крутые: почему это, почему то. Вот тут сократили, вот тут убрали. Одна фраза идёт у Бортко: « Александр, это всё здорово, но ты это на своих литературных вечерах будешь читать. Мне важно языком кино показать другое». И потом толкнул под столом и говорит: «Я умоляю, посмотри, Аня так волнуется, прекрати эти нападки». Я говорю: «Аня, завтра, как наш великий режиссёр скажет, так и будет. Сейчас надо выговориться». И действительно, он меня вызвал в Питер ещё раз, и через моё ухо снимали её глаза. И из всей этой сцены мне важно было только одно – с кем она имеет дело, и ради любимого человека она, при этом знании, решается с ним иметь дело. Она: «Да! Нет! Нет! Да! Хорошо, я согласна, еду! Я там о нём узнаю? Хорошо! Дайте!» Трудный народ эти женщины!
ПС А сейчас рубрика у нас замечательная - «Сотвори себе кумира». Гость, который у нас в студии находится в данный момент, а это Александр Филиппенко, будет про себя читать комплименты, которые вы прислали в его адрес. Они у него в руках уже.
АФ «Удивляюсь, как Вы можете оставаться столь долго, сыграв такое количество отрицательных персонажей! Это надо уметь» Ольга, Санкт-Петербург.
«Я всегда вспоминаю вашу реплику из монолога: "Ребята! Это поезд на Читаногу - чучу? И всё!" Потому что если есть у артиста талант в одной фразе высказать целое время..., то это всё и есть! Спасибо вам за всё! Валерий, Москва.
Это попали почти в точку, потому что я говорю, почему был так популярен монолог из пьесы Виктора Славкина? У каждого был свой Бродвей. Если ты на «пятачок» не вышел - вечер потерян. И у каждого были приключения с этим связанные. Если все это не было бы мною прожито, если бы я сам туда не ходил, то так не вложилось бы всё в эту фразу. И вот это - самое главное.
ПС Подождите, сейчас автор самого главного пожелания-комплимента у нас на связи, и он лично Вам всё это дело выскажет. Это Василий из Железнодорожного. Василий, доброе утро!
Василий: Доброе! Здравствуйте, Александр Георгиевич!
АФ Доброе утро! Спасибо, Вам!
Василий: Если бы писатель Зощенко пришёл на Ваш концерт, то сидел бы в первом ряду и от души аплодировал вместе с переполненным залом!
АФ Я так на это надеюсь, честно Вам скажу! Иногда не только Михал Михалыча, но и Николая Васильевича приходится, пока нас никто не слышит, всё-таки редактировать для эстрады. «Он сказал», «он говорит», что-то можно сыграть как нас учили в Щукинском училище. Но всегда я надеюсь и говорю: «Простите, простите, ребята». И думаю, что они сверху улыбаются и говорят: «Ну, ладно, хорошо!» А когда я читал Зощенко, то фраза в голове всегда одна из Гоголя стоит: «Побасёнки, побасёнки, все кричат -пустяки побасёнки, а пронеслись веки, города и народы снеслись и исчезли с лица земли, как дым унеслось всё, что было, а побасёнки живут. А вон стонут балконы и перила театров, все люди встретились, как братья, и гремит дружным рукоплесканьем благодарный гимн тому, которого уже пятьсот лет как нет на свете. Отзывается ли душа его, терпевшая суровое горе жизни…?»
ПС Хочется похлопать!
АФ Так и это правильно!
ПС Василий, Вы с нами? Достаёт Александр из широкой сумки книгу.
АФ Книгу, почти учебник – Станислав Рассадин «Советская литература. Побеждённые победители». Старшим школьникам умные дамочки-мамы пусть купят вот эту Рассадинскую книгу.
ПС Надо подписать для Василия. Так что Василий, читайте, развивайтесь. Спасибо за звонок.
Василий: Спасибо большое!
ПС Александр, Вы снялись в рок-опере, мюзикл это сейчас называется, «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты».
АФ Да, когда мы с Грамматиковым говорили, я попросил включать сразу камеру и обязательно делать пробы. Мы сделали раз, два, три, потом он остановился и говорит: "Александр, вот мы понимаем, что такое мюзикл, что это за состояние, что это за манера актёрской игры, но на площадке будет 10-20 человек, и каждому не объяснишь. Давай, мы будем по-русски объяснять, что это - музыкальный фильм: куплеты, танец, сцена. Водевиль, понятный всем простым советским зрителям".
ПС Хороший водевильчик! В роли смерти - Александр Филиппенко.
АФ А вы знаете, очень часто его вспоминают, особенно в провинции, поскольку это, на самом деле, была первая рок-опера и все купили пластинки. И Грамматиков мне первый сказал, как я потрясающе сыграл, и в каком проекте я нахожусь у Германа («Мой друг Иван Лапшин»). В один день сдавали эту картину со «Звездой и смертью…» Грамматиков рассказывал, что сидели критики и самые страшно-милые редакторы ГОСКИНО сидели и, предполагая, что сейчас после Германа будет битва, говорили, что по фильму Грамматикова всё понятно, вопросов нет и давайте следующий. И тут, если помните начало фильма, где мальчик ушастый у телефона, и беру трубку я, бритый, а за 5 минут до этого была смерть, только в белом и весь такой же бритый.
ПС Бенефис!
АФ Да, бенефис! Ну, критики этого не оценили, и они все ополчились на Германа, и было 700 поправок.
ПС Это ж просто катастрофические цифры! Ну, давайте отвлечёмся от темы искусства и поговорим о грядущих выходных, в которые мы будем отмечать «День России». Мы проводим опрос и пристаём к людям с вопросами: Что вы считаете главной гордостью России? Природу, женщин, нефть и газ, размеры России или загадочную русскую душу? Вам какой вариант нравится или свой какой-нибудь скажете?
АФ Я и август 68-го помню, и август 91-го. А 19-го я прошёлся везде, а когда танки пошли, я как нырнул вниз, на сидение, а комендантский час был и было не до шуток. Это серьёзный разговор был. И как удалось без югославской крови выскочить из этого… И что вы считаете самым главным? Чудная фраза у Жванецкого была: «Вы в каком году родились, моя радость? - В 80-м.- Самое интересное Вы пропустили».
ПС Ну, а сейчас, Александр, мы будем грязно домогаться и пользоваться Вами. Просим почитать что-нибудь.
АФ ... Иной раз хочется подойти к незнакомому человеку и спросить: "Ну, как, братишка, живешь? Было ли в твоей жизни счастье?" С тех пор, как открылся у меня катар желудка, я у многих об этом спрашиваю. Иные шуточкой на это отделываются, дескать, живу - хлеб жую. Иные врать начинают - дескать, живу роскошно, лучше не надо, получаю по шестому разряду, семьей доволен. И только один человек ответил мне на этот вопрос серьезно и обстоятельно. Иван Фомич Тестов. По профессии стекольщик.
- А было это, дорогой товарищ, лет, может, двадцать или двадцать пять назад. И был я тогда красивый и молодой. И всё, знаете ли, ждал, когда мне счастье привалит. Ну, а раз, 27-го ноября, вышел я на работу, а после работы под вечер зашел в трактир и спросил себе чаю. Оборачиваюсь – хозяин машет рукой, и половой мальчишка машет рукой, а перед ними царский солдат стоит и пытается к столику присесть. А его хозяин из-за столика выбивает и не дозволяет сесть.
- Нету, - кричит, - вашему брату солдату не дозволено в трактирах за столики присаживать!
А солдат пьяный и все присаживается. А хозяин его выбивает. Ну, посетители помогли - выперли солдата. А солдат схватил булыжник с мостовой и как брызнет в зеркальное стекло. И теку.
А стекло зеркальное - четыре на три, и цены ему нету. У хозяина руки и ноги подкосились. Присел он на корячки, головой мотает и пугается на окно взглянуть.
- Что ж это, - кричит, - граждане? Разорил меня солдат. Сегодня суббота, завтра воскресенье - два дня без стекла. Стекольщика враз не найти, и без стекла посетители обижаются.
- Дует, - говорят, - из пробитого отверстия. Мы пришли в тепле посидеть, а тут - эвон дыра какая!
Вдруг я равнодушно подхожу к хозяину.
- Я, - говорю, - любезный коммерсант, стекольщик.
Ну, обрадовался он, пересчитал в кассе деньги и спрашивает:
"Нельзя ли из кусочков сладить"?
- Нету, - говорю, - любезный коммерсант, из кусочков ничего не выйдет. Требуется полное стекло четыре на три. А цена тому зеркальному стеклу будет семьдесят пять целковых и бой мне.
- Что ты, - говорит хозяин, - объелся? Садись, говорит, обратно за
столик и пей чай. За такую, говорит, сумму я лучше периной заткну отверстие. И вот приносят перину и затыкают. Но перина вываливается то наружу, то вовнутрь и вызывает смех. А некоторые посетители даже обижаются - дескать, темно, и некрасиво чай пить.
А один, спасибо, встает и говорит:
- Я, говорит, на перину и дома могу глядеть, на что мне ваша перина?
Ну, хозяин снова подходит ко мне и умоляет моментально бежать за стеклом и дает деньги. Прибегаю в стекольный магазин — магазин закрывается. Умоляю и прошу — впустили.
И всё, как я и думал, и даже лучше: стекло четыре на три тридцать пять рублей, за переноску — пять, итого сорок. И вот стекло вставлено. Допиваю я чай с сахаром, спрашиваю рыбную селянку, после — рататуй. Съедаю всё и, шатаясь, выхожу из чайной. А в руке чистых тридцать рублей. Хочешь — на них пей, хочешь — на что хочешь.
Эх, и пил же я тогда. Два месяца пил. И покупки, кроме того, сделал: серебряное кольцо и тёплые стельки.
— Вот, дорогой товарищ, как видите, и в моей жизни было счастьишко. Но только раз. А вся остальная жизнь текла ровно, и большого счастья не было.
Иван Фомич замолчал и снова, неизвестно для чего, подмигнул мне.
Я с завистью посмотрел на своего дорогого приятеля. В моей жизни такого счастья не было. Впрочем, может, я не заметил.
Ясно, что это - Михаил Зощенко, рассказ «Судьба».
ПС Александр Филиппенко на Ретро FM! Спасибо! А сейчас у нас - «Голая правда».
АФ Но я одет!
ПС Одет, абсолютно точно! Поверьте нам. Но, тем не менее, сейчас, я уж не знаю, будете раздеваться или не будете, а у нас есть человек, который хочет послушать от Вас историю. Зовут его Андрей. Здравствуйте, Андрей! Александр Филиппенко к Вашим услугам!
АФ Вот, значит, история. Тут уже упоминался фильм «Мастер и Маргарита»... Так вот, верите ли Вы, что предложение сниматься в фильме «Мастер и Маргарита» я получил на Патриарших прудах?
ПС Так, ну, Андрей, коротко и ясно! Ждём Вашего ответа - это правда или нет?
Андрей: Я думаю, правда.
ПС Ответ понятен и надо спросить у Александра. Было так на самом деле?
АФ Нарочно не придумаешь. Вы знаете, сколько вопросов о мистике мне задают, а тут, действительно, я просто рядом живу. А Бортко в этот день с операторами приехали выбирать натуру. А я гулял с друзьями и собачками и цитировал первые строки из «Мастера и Маргариты»: «Солнце клонилось к зоопарку, липовая аллея была пуста, в воздухе запахло парикмахерской. «Пиво-воды»
–«Пиво есть?»
–«Пива нет» - сказала она и почему-то обиделась.
И я получил предложение. Ко мне подошёл Бортко и говорит: «Вы меня знаете, я - Владимир Бортко. Коровьева ты уже сыграл, сыграешь мне Азазелло». И я тут же ответил - «Да!»
ПС Андрей, мы Вас поздравляем! Вот одним таким коротким ответом «Да», Вы заработали лапшерезку от Ретро FM. Ну, это чтобы лапшу «на уши вешать».
Андрей: Спасибо!
ПС Александр Филиппенко сегодня практически целый час провёл у нас в студии. И пришло время прощаться, к сожалению. Но перед тем, как Вас отпустить, что не очень хочется делать, хотим попросить напеть что-нибудь из джазовых стандартов. К примеру «Читаногу –чу-чу». Мы знаем, что Вы очень любите джаз.
ПОЁТ
ПС Человек-оркестр! Здорово! Спасибо, что заглянули. Это был Александр Филиппенко!
АФ Джаз - это стилистика жизни! У Довлатова есть такая фраза.
10.06.2011